13 марта 2003 г.

Public enemy

Маккхали Госала сказал мне: «Великий царь, нет ни причин, ни оснований для осквернения существ - без причин и без оснований оскверняются существа. Нет ни причин, ни оснований для чистоты существ - без причин и без оснований чисты существа. Нет ни собственных действий, ни действий других ради кого-то, ни человеческих действий. Нет ни собственной силы, ни усилия, ни человеческой энергии, ни человеческого стремления. Все существа (sattā), всё живое (pānā), всё существующее (bhūtā), все души (jīvā) не имеют своей воли, своей силы, своего стремления. Они превращаются согласно предопределению (ньяти), своей среде и собственной природе, они испытывают наслаждение или страдание в зависимости от шести видов рождения (abhijāti).

Есть 1406600 принципиальных разновидностей (pamukhayoniyo). Есть 500 видов действий (kamma), и ещё пять, и ещё три; и есть полное действие и половина действия. Есть 62 пути, 62 мировых цикла, шесть категорий каст, восемь стадий человеческой жизни (atthapurisabhūmi), 4900 видов занятий, 4900 видов странствующих аскетов (Paribbājaka), 4900 обиталищ Нагов, 2000 видов разумных существований (vīse indriyasate), 3000 планов страдания (niraya), 36 элементов страсти (rajodhātuyo), семь видов полового порождения (saññigabbhā), семь видов неживого порождения (asaññigabbhā), семь видов порождения почкованием (niganthagabbhā), семь видов божественного, семь видов человеческого, семь видов демонического, семь видов озёр, семь видов больших гор, 700 видов малых гор, семь видов больших пропастей, 700 видов малых пропастей, семь видов основных снов, 700 видов второстепенных снов. И есть 8400000 великих периодов (махакальпа), в течение которых и глупцы, и мудрые, странствуя из одного существования в другое, в результате положат конец циклу страдания, а пока (ему) нет конца.

Не следует полагать: "Благодаря практике этого нравственного поведения, этого аскетизма, этой святой жизни я дам созреть несозревшим плодам своих действий (kamma), в то же время освобождаясь от созревших плодов действий по мере их появления", ибо это невозможно. Всё наслаждение и страдание отмерены меркой, и переходу из одного существования в другое (samsāra) положен предел. Нет никакого сокращения или удлинения, никакого ускорения или замедления. Подобно тому, как брошенный клубок катится вперёд, насколько разматывается нить, также точно и глупцы, и мудрые, странствуя из одного существования в другое пока способны, в результате положат конец циклу страдания"».


См. также.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментарии премодерируются