Некоторые авторы трактуют окончательность христианского КС как метафизическое преимущество перед традиционной циклической доктриной, например, как бесповоротный прорыв в Иное в нижней точке круга Года.
Начнём с того, что сама такая окончательность вызывает сомнение, т.к. наблюдается преемственность. Тела преображённые, небесный Иерусалим... Если преображённые, то всё-таки нечто от старого остаётся, в переделанном виде. Если бы не оставалось, были бы совершенно новые тела, тела других. Значит, это как минимум не последняя стадия, и за ней следующая, ново-иерусалимская, в которой недобитое старое сохраняется как инвариант по отношению к обеим. Альтернатива - только наложение двух циклов внахлёст друг за другом. Является ли эта стадия, в свою очередь, также циклом? Единственное, что мешает так утверждать - сообщение о последующей вечной (а не циклической) жизни праведников, к которому мы вернёмся попозже.
Посмотрев на ситуацию с другой стороны, увидим, что верно и совершенно обратное - несомненная окончательность. Что всегда является инвариантом по отношению к циклу? Только Хозяин цикла, всё остальное в цикле уничтожается. Так что христианская трактовка КС, говоря о сохранности чего-либо, может вести речь лишь о сохранности инварианта Хозяина при уничтожении остального(*). И здесь нет противоречия с традиционной доктриной, говорящей об окончательности делания цикла, но не Хозяина. Теперь становится понятным и сообщение о последующей вечной жизни - праведники (интенции Хозяина) наследуют жизнь вечную (инвариант сохраняется вечно).
Корень заблуждения, сама попытка найти "особость" в христианском КС, во многом состоит в неприятии идеи возобновления ровно того же самого, которое понимается исключительно как повторение во времени. Ничего подобного, т.к. даже в христианском варианте подчёркнуто, что времени больше не будет. Не повторение во времени, а повторение самого времени, уже вне времени. Т.е. случившееся один раз во времени никуда не может исчезнуть, оно остаётся навсегда возобновлением и окончанием. Учение о циклах есть, в том числе, и учение о неуничтожимости случившегося. Словно стоячая волна: с одной точки зрения выглядит неподвижно, с другой же - повторяется внутри себя. Как и везде нынче, способ весьма приблизительного говорения о превосходящих человеческое разумение вещах принимается профанами за сами эти вещи.
(*) Как мы уже сообщали в другом месте, помещение в огненное озеро следует рассматривать как уничтожение. Все места, в которых в Библии упоминается огонь, подразумевают уничтожение, а не пытку. Нигде не сказано, что кто-то будет мучиться в огненном озере вечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментарии премодерируются